Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Учебный кабинет/группа - сложная функциональная система, назначение которой - рациональная организация учебно-воспитательного процесса, оптимизация его во всех звеньях. От условий, в которых протекает совместная деятельность педагога и воспитанника, зависит решение методических проблем оптимизации учебно-воспитательного процесса. Помещение каждой группы состоит из групповой комнаты, приёмной, спальни и санитарно-гигиенической комнаты. Все группы и помещения оборудованы необходимой мебелью и укомплектованы в соответствии с возрастными особенностями детей. В ДОУ отсутствуют оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, библиотеки, объекты спорта, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В МБДОУ функционируют 6 возрастных групп, которые имеют игровые, раздевальные комнаты, спальни, раздаточные и санузлы.
Материально-техническое обеспечение групп МБДОУ, оснащение образовательного процесса и развивающая среда детского сада соответствует ФГОС ДО. В группах дошкольного учреждения созданы все необходимые условия, позволяющие в полной мере эффективно осуществлять образовательный процесс, решать задачи воспитания и развития детей с учетом основных направлений деятельности учреждения.
Пространство групп организовано в соответствии с пятью образовательными областями ФГОС ДО.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Педагоги организуют совместную познавательную деятельность с детьми: наблюдения, опыты и эксперименты, чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций. Для детской экспериментальной деятельности в группах имеются мини-лаборатории. Здесь педагоги вместе с детьми изучают свойства воды и воздуха, особенности почвы.
В центре природы для формирования у детей временных представлений имеются макеты времен года.
В центре математики имеются развивающие игры на воссоздание геометрических фигур, образных и сюжетных изображений, игры на классификацию и сериацию, на сортировку чисел по возрастанию (убыванию).
Образовательная область «Речевое развитие»
В каждой группе имеются картотеки для развития речи детей: артикуляционной гимнастики, речевые игры, дыхательной гимнастики, пальчиковые гимнастики. Во всех группах оформлены центры книги (мини- библиотеки), которые пополняются в соответствии с тематической неделей и представлены авторскими книгами, произведениями устного народного творчества, загадками.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Взаимодействие с ребенком построено по принципу ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, ребенок – окружающий предметный мир.
Во всех группах созданы центры сюжетно-ролевых игр.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
В каждой группе созданы центры изобразительного творчества, театра, уголки ряжения и музыкальные центры.
Образовательная область «Физическое развитие»
В каждой группе имеется центр «Здоровья», в течение года пополнялся спортивный
инвентарь: обручи, гимнастические палки, скакалки, мячи, флажки, платочки и др.
Пространство в группах трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе и от меняющихся интересов и возможностей детей, реализуемой образовательной программы. Кроме того, все пространство в группах разделено на определенные центры, которые, при желании и необходимости легко преобразовать. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Вариативность среды в МБДОУ обеспечено:
наличием в группах различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных
материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодической сменяемостью игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность развивающей предметно-пространственной среды организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого в ДОУ обеспечена детям доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, а также свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской деятельности.
Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в группе, возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью. Вся мебель в группе и в зонах активности крепится к стенам; мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной); педагоги регулярно проводят инструктаж по технике безопасности (безопасность во время образовательной деятельности (обращение с ножницами, кисточками, карандашами, пластилином); культура и безопасность поведения за столом во время еды; безопасное поведение во время прогулки на площадке.
Организация развивающей предметно-пространственной среды групп для воспитанников МБДОУ построена в соответствии с ФГОС ДО.
Развивающая среда, созданная в МБДОУ, обеспечивает личностно- ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личность.
Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно-пространственной среды.
Комната сказок и мини библиотека
Библиотека способствует развитию познавательных и творческих способностей детей посредством детской художественной литературы; формированию у дошкольников интереса к художественной литературе.
Основные принципы организации библиотеки - удовлетворение разнообразных интересов детей группы, доступность, соответствие литературы возрасту, разнообразие художественных жанров и видов книг, периодичность книжного обмена, эстетичность.
Кроме того, в дошкольном учреждении имеется библиотека методической развивающей литературы, дидактические пособия, коллекция картин, другие материалы необходимые для обеспечения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, компьютер.
В дошкольном учреждении организован доступ к сети Интернет.
В учреждении подключен Интернет с выделенным каналом со скоростью 10 Мбит/с (в условиях контент-фильтрации), установлено программное обеспечение, позволяющее создавать и использовать информацию педагогам (Windows ХР , Windows 7). Имеется возможность записи и обработки изображений звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, осуществления информационного взаимодействия в локальной сети (100 Мбит/с). Провайдер ОАО "Ростелеком". Компьютерные технологии активно используются в административной, воспитательно-образовательной, психолого-педагогической деятельности.
Кабинет педагога-психолога
Кабинет педагога-психолога – это помещение, где дети получают психологическую помощь. Специалист работает над коррекцией поведения, интеллектуальным развитием, устранением комплексов, зажатости и других факторов, мешающих полноценной жизни. Чтобы процедура была максимально эффективной, кабинет психолога оформляется в соответствии с требованиями ФГОС, оснащается современным оборудованием, методическими материалами.Кабинет учителя-логопеда
Логопедический кабинет организован с целью оказания своевременной помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи, открыт приказом заведующего на основании данных обследования детей и выявления тех, кто нуждается в логопедической помощи с различными нарушениями в развитии речи.Кабинет социального педагога
Главной задачей, стоящей перед социальным педагогом ДОУ является обеспечение социальной диагностики, психолого-педагогической коррекции и управление социально-педагогическим процессом в открытой среде в интересах становления и развития полноценной физически, психически и нравственно здоровой личности.
Кабинет социального педагога является его рабочим местом и предназначен для осуществления основных направлений профессиональной деятельности социального педагога в дошкольном образовательном учреждении.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Музыкальный зал
Проведение:
праздников, развлечений;
общественных мероприятий дошкольного учреждения;
музыкальных занятий;
утренников, развлечений, связанных с музыкально-ритмической деятельностью детей всех возрастных групп;
просмотр и показ различных спектаклей (театр);
организация индивидуальной работы с детьми;
семинаров;
Наличие оборудованных объектов спорта
Спортивный зал и площадка
Трансформируемость предметно-пространственной среды спортивного зала подразумевает возможность её изменения в зависимости от образовательной ситуации. Спортивное оборудование зала размещено по периметру помещения благодаря этому остается максимальное пространство для активной двигательной деятельности и проведения НОД. В теплое время года зарядка и непосредственно образовательная деятельность провидится на спортивной площадке, так же используется и асфальтированная территория детского сада для проведения спортивных эстафет и кроссов для детей старшего дошкольного возраста.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно- материальной базы МБДОУ.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов. В МБДОУ имеется необходимый игровой и дидактический материал для организации продуктивной и творческой деятельности детей. В МБДОУ «Россияночка» п. Чернянка предусмотрено также использование обновляемых образовательных ресурсов, в т.ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т.ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ «Россияночка» п. Чернянка (далее – РППС) направлена обеспечение реализации Программы.
При проектировании РППС МБДОУ «Россияночка» п. Чернянка учитываются особенности образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования используемых вариативных образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников МБДОУ «Россияночка» п. Чернянка).
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями МБДОУ «Россияночка» п. Чернянка, игровыми участками, организованной территорией, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья.
РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Имеющиеся средства обучения обеспечивают возможность реализации разных видов детской активности в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ «Россияночка» п. Чернянка создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.
Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Метеоплощадка является важной составной экологическому воспитанию дошкольников. Дает возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.
На метеоплощадке наблюдают за температурой воздуха. Количество выпавших осадков (замеряют с помощью осадкомера). Осенью и зимой определяют степень покрытия и характер залегания снежного покрова. Весной и осенью ежедневно определяют температуру на поверхности почвы. В дневниках наблюдений заносят наблюдаемые за сутки атмосферные явления: дождь, снег, град, ветер, метель, иней, роса.
ОБОРУДОВАНИЕ МЕТЕО. ПЛОЩАДКИ:
Метеобудка - служит для размещения метеоприборов.
Флюгер – прибор для измерения направления (иногда и скорости) ветра.
Интерактивные солнечные часы – прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и её движение по циферблату.
Барометр – прибор для измерения атмосферного давления (высокое давление означает хорошую погоду, низкое – облачную и дождливую).
Термометр- прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и т. д.
Ветряной рукав – определяет силу ветра.
Осадкомер - прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.
Снегомер - прибор для измерения высоты и массы вырезаемого столбика пробы снега.
Компас - прибор для определения сторон света.
Гигрометр - определяет влажность воздуха.
-
Развитиюпознавательного интереса ребёнка к миру природы, привитию чувства ответственности за её сохранность, формированию его самоидентификации в качестве части природы.
-
Формированию познавательной активности дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
-
Привлечению детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
-
Оздоровлению детей дошкольного возраста при помощи создания зоны фитонцидных растений и тропы здоровья.
Экологическая тропа состоит из видовых точек, или объектов, естественными и специально созданными на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.
Видовые точки и объекты тропы:
Отдельные растения - старые и молодые деревья, кустарники разных видов;
Сообщества растений — фрагменты ландшафтов луговой, лесной растительности с их наиболее характерными представителями;
Участки с интересными объектами неживой природы — овраги, крупные камни или скопление камней;
Метеоплощадка для наблюдений за погодными явлениями;
Клумбы — обычные и особого назначения;
Огород с овощными и лекарственными растениями;
Участки с местом отдыха, кормления птиц.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Не предусмотрены.
Не предусмотрены.
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Наличие оборудованных библиотек
Документы отсутствуют
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Документы отсутствуют