Инновационная деятельность
Региональная инновационная площадка "Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным духовно-нравственным ценностям" с использованием технологии "Сказочные лабиринты игры В.В.Воскобовича"
Актуальность проблемы по приобщению детей дошкольного возраста к традиционным духовно-нравственным ценностям с использованием технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича обусловлена необходимостью решения приоритетных задач развития дошкольного образования, определенных в стратегических документах. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» необходимо «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года определяет одной из главных целей «укрепление государственного единства и целостности Российской Федерации, сохранения этнокультурной самобытности ее народов».
Цель исследования – создание организационных, методических и материально-технических условий для приобщения детей дошкольного возраста к традиционным духовно-нравственным ценностям с использованием технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича» в соответствии с ФГОС и ФОП дошкольного образования.
Задачи программы:
- Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям общества через знакомство со сказкой путем интеграции развивающих игр В.В. Воскобовича.
- Развивать у детей стремление к познанию культурных традиций через творческую деятельность: формировать чувство сопричастности к духовному наследию посредством знакомства со сказками народов России, авторскими сказками и сказками Белгородской области; обогащать эмоциональный опыт через самовыражение и отождествление с героями сказок; обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной сказки.
- Разработать сценарии образовательной деятельности, направленные на приобщение детей дошкольного возраста к традиционным духовно-нравственным ценностям с использованием технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича».
- Разработать и апробировать диагностику эффективности приобщения детей дошкольного возраста к традиционным духовно-нравственным ценностям с использованием технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича».
- Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в использовании сказок и игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича в образовательном процессе ДОО.
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным духовно-нравственным ценностям с использованием технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича
Инновационная площадка ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДВРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "Институт изучения детства, семьи и воспитания"
по направлению
«Эффективные технологии социально-педагогического сопровождения семейного воспитания и формирования ценностных ориентаций»
Целью создания инновационных площадок является совершенствование системы воспитания с учетом реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в области воспитания.
Деятельность инновационной площадки заключается в апробации и внедрении современных концепций воспитания, новых моделей и педагогических технологий воспитательного процесса; участии в мониторингах, научных и социологических исследованиях Института воспитания.
Эффективные технологии социально-педагогического сопровождения семейного воспитания и формирования ценностных ориентаций
АЛГОРИТМИКА
В соответствии с письмом Министерства образования Белгородской области от 31.08.2023 №17-09/14/3214 «О направлении методических рекомендаций» курсы внеурочной деятельности на уровне основного общего образования не являются обязательными для изучения в общеобразовательных организациях Белгородской области. Обучение на платформе Алгоритмика реализуется по заявлению родителей и с их согласия на обработку персональных данных обучающихся.
Алгоритмика – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Что в свою очередь помогает ребенку освоить различные компетенции.
Курс «Алгоритмики» - это первые простые шаги в программировании, ведь алгоритмический стиль мышления не развит с рождения. Однако его можно сформировать. Это вполне реальная задача, даже в дошкольном возрасте.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года «расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов» указано как один из четырёх основных инструментов развития социальных институтов воспитания. Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:
— создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», в целях воспитания и социализации детей; — информационное организационно методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
— содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных, ценностей и норм поведения;
— воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
— обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.
Курс «Основы логики и алгоритмики» нацелен на формирование информационной культуры, развития алгоритмического и логического мышления, развитие базовых навыков программирования, критического мышления для решения проблем цифровой грамотности обучающихся.
Занятия ведут воспитатели с детьми от 6-ти лет, по подгруппам, численностью до 10 человек по 1 академическому часу в неделю. Педагоги прошли обучение преподаванию этого курса. Обучение проходит на образоватиельной платформе «Алгоритмика». Разработан весь методический комплекс материалов для введения этого курса, в том числе и рабочие тетради.
При конструировании сценариев занятий разработчики учли особенности детей дошкольного возраста и санитарные нормы и правила. Поэтому на занятиях происходит частая смена деятельности, а работа с экраном планшета занимает 7 мин.